Вопрос о том, как устроен мир, окружающий нас, как он возник, как он развивался до нас, и как это развитие будет продолжаться и до каких пор, волновал воображение людей на всём протяжении жизни человечества. В разные времена люди по-разному находили ответ на этот научно-философский вопрос в зависимости от совокупности имевшихся в ту эпоху знаний. Но по мере накопления этих знаний менялись и представления о мире. Поэтому по древним преданиям, мифам, легендам сейчас можно проследить за эволюцией астрофизических знаний человечества. Попробуем и мы проследить за этим развитием на некоторых примерах из истории.
Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что истоками подавляющего большинства различных теорий подобного рода являются религии, особенно такие, как буддизм, христианство, конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм и др.
Основой этих теорий является, как правило, божественное творение мира за определённый срок и поэтапно. Сама материя, из которой состоит мир, имеет сложное структурное строение. Так, древнегреческий философ и мыслитель Фалес Милетский считал, что первоосновой всего является жидкость. Анаксимандром (610-546 г.г. до н.э.) - учеником Фалеса, было введено в философию понятие первоначала – «апейрона» - единой вечной неопределённой материи, порождающей бесконечное многообразие сущего.
Анаксимен (585-525 г.г. до н.э.), ученик Анаксимандра, этим первоначалом считал газ (воздух), путём сгущения и разрежения которого возникают все вещи. Развитие идей «первоначала» было произведено Левкиппом (5 в. до н.э.), выдвинувшим идею пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов, свойства которых зависят от их величины, формы, движения, и далее – учеником Левкиппа – Демокритом, являющимся основоположником атомизма. Сам Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности у магов – жреческой касты, одного из шести племён, населявших Мидию (северо-западные области Иранского нагорья). По ряду свидетельств маги заимствовали свои знания у халдеев. Наиболее подробно атомизм древности отражён именно в работах Демокрита, чему посвящено много литературных исследований.
Демокрит указывал, что атомы – элементы вещества – неделимы физически, неразрезаемы в силу плотности и отсутствия в них пустоты, хотя окружающий нас мир состоит из атомов и пустоты. Атомы наделены многими свойствами тел видимого мира: изогнутостью, крючковатостью, пирамидальностью и т.п. В своём бесконечном многообразии по форме, по величине и порядку атомы образуют всё содержимое реального мира. Амеры, лежащие в основе атомов, являются истинно неделимыми, лишёнными частей.
Идея о двух видах атомов была упомянута и последующими исследователями, например, Эпикуром (342-271 г.г. до н.э.).
Амеры (по Демокриту) или элементы (по Эпикуру), являясь частями атомов, обладают свойствами, совершенно отличными от свойств атомов. Например, если атомам присуща тяжесть, то амеры полностью лишены этого свойства.
Вся же совокупность амеров, перемещающихся в пространстве, в пустоте, является общей мировой средой, апейроном, по выражению Анаксимандра, в позднейшем наименовании по-русски – эфиром.Таким образом, эфир имеет достаточно древнюю историю, восходя к самым началам истории культурного человечества.
Такие древнейшие учения религии как брахманизм, буддизм изначально содержали в себе очень детализированные космогонические и атомистические учения, дошедшие до нас в виде мифов и легенд. Одной из таких легенд начинается книжка «Древние и современные легенды», написанная Еленой Ивановной Рерих (1879-1955 г.г.) Первое издание, 1991 г. Сочинский филиал народного центра Духовной культуры «Русь» г. Сочи 1991 г.
Хотелось бы как можно подробнее процитировать эту легенду, т.к. в ней, по мнению автора, заключено столь много информации о Вселенной, что остаётся только выразить глубокое удивление об источниках её получения. Кажется, что столь глубокое понимание строения материи в те далёкие времена не могло произойти без участия самого ЛОГОСА – вселенского, космического разума. Поэтому я заранее прошу прощения у читателей за длинные цитаты, взятые из этих легенд, а также взять на заметку то, что к ним в процессе изложения ещё придётся возвращаться.
В древней индийской, священной книге «Вишну-пурана» есть такое повествование:
«Не было ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Единого, непостижимого разумом, ни того, что Парабрахман». … «Парабрахман», - то есть «сверх-Брахман», то, что лежит за Брахманом, что находится по ту сторону Брахман, или Космоса… «Это единое и бесконечное начало существует всегда, являясь либо пассивным, либо активным в регулярной гармоничной последовательности. В начале периода деятельности совершается (активизация) этого божественного начала, и видимый мир является конечным результатом длинной цепи космических сил, последовательно приведённых в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит затухание деятельности божественного начала и то, что перед этим было создано, сотворено, постепенно и последовательно растворяется в небытии».
В другой древней книге об этом сказано так:
«Вдох непознаваемого Начала рождает мир, а выдох заставляет его исчезнуть. Этот процесс продолжается безначально и бесконечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца»… Все древние народы поклонялись этому единственному Божественному Началу под разными именами, соответствующими культуре каждого народа, каждой стране…
во всех легендах и гимнах указывается, что этот вездесущий вечный, беспредельный и непреложный принцип превышает мощь человеческого понимания. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нём невозможны. Так, Сократ неизменно отказывался обсуждать тайны Мировой Сущности. Абсолют есть беспредельность, поэтому всякие суждения о нём неизбежно обернутся лишь его ограничениями. Величие и красота беспредельности не укладываются ни в наше ограниченное представление, ни в наши термины, поэтому они всегда в пределах невыразимого. Поэтому непознаваемая Причина Космоса остаётся величайшей тайной, навсегда непостижимой.
Чем же начинается великое зарождение космической жизни?
Когда пробил час, из неведомого и непознаваемого Абсолюта-Парабрахмана, из этой беспричинной причины всего сущего возникает первопричина Космоса – великая божественная сущность, названная греческими философами Логосом. Логос – это первослово, первозвук, раздающийся из безмолвия. Вселенная начинает своё существование с рождения этого первозвука. Этот первозвук есть вибрация или движение божественной энергии, которая одновременно является и светом, ибо свет есть движение материи. Этот свет означает также божественную мысль, которая даёт начало длиннейшему процессу созидания Вселенной…
«Прежде, чем начать работу над своей Вселенной, Логос, на плане божественной мысли создаёт проект всей системы этой Вселенной – какой она должна быть с начала и до своего конца. Это он создаёт все прообразы энергий и форм, эмоций, мыслей и интуиций, это он определяет, как и через какие стадии каждый из них должен осуществиться в эволюционной схеме его системы. Таким образом, до возникновения Вселенной вся её целостность заключается во вселенском разуме Логоса, существует в нём как идея (мысль) – всё, что в течение всего последующего строительства выливается в объективную жизнь. Все эти первообразы, будучи плодами предшествующих миров, служат посевом (семенем) для будущего мира.
Древние космогонические сказания Востока повествуют, что Вселенная после Паралайи строится очень медленно, постепенно в течение многих сотен миллионов лет. С началом новой Манвнтары под руководством Логоса начинается создание материалов, из которых затем будет строиться Вселенная.
|