Главная · Статьи · Файлы · Форум · Категории новостей November 22 2024 02:11:56
Навигация
Главная
Статьи
Файлы
FAQ
Форум
Категории новостей
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Ссылки
Разное
Последние статьи
В процессе изготовле...
Как производят разме...
Библиографический сп...
Контрольные вопросы
Содержание отчета
Сейчас на сайте
Гостей: 3
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
новичок: tgolovko2010
Друзья сайта

Рейтинг@Mail.ru
Объявление
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Так вот, мы скажем [по этому поводу] следующее, начав предварительно с вопроса о всякого рода возникновении, так как естественно изложить сначала общее и уж после этого рассматривать то, что свойственно каждой [вещи] в отдельности.
Мы говорим: из одного возникает одно, из другого -- другое, имея в виду или простые [вещи], или сложные. Я говорю это вот в каком смысле. Человек может становиться образованным, так же необразованное может становиться образованным или необразованный человек -- человеком образованным. Я называю простым становящимся человека и необразованное, простым возникшим -образованное, сложным -- и возникшее и становящееся, когда, скажем, необразованный человек становится образованным человеком. При этом в некоторых случаях говорится не только что возникает "вот это", но и "из вот этого", например из необразованного образованный, однако так говорится не во всех случаях: не "из человека стал образованный", а "человек стал образованным". Из становящегося, которое мы называем простым, одно становится так, что оно остается таким же, другое не остается: именно, человек, став образованным, остается человеком и существует, а необразованное и невежественное не остается ни просто, ни в сочетании.
После этих различений, если взглянуть на все случаи возникновения с нашей точки зрения, то из них можно будет уяснить, что в основе всегда должно лежать нечто становящееся и оно если даже числом едино, то по виду не едино (выражения "по виду" и "по определению" я употребляю в одном смысле); ведь не одно и то же быть человеком и быть невеждой. И одно из них остается, другое не остается; именно то, чему нет противолежащего, остается (человек остается), а необразованное и невежественное не остается, так же как не остается сложное, [состоящее] из обоих, например невежественный человек. Выражение же "возникает из чего-нибудь", а не "становится чем-нибудь" применяется скорее к тому, что не остается, например из невежды возникает образованный, а из человека нет. Впрочем, и по отношению к остающемуся говорится иногда так же: мы говорим "из меди возникает статуя", а не "медь становится статуей". Однако по отношению к тому, что возникает из противолежащего и неостающегося, говорится и так и так: "из этого становится то" и "это становится тем" и "из невежды" и "невежда становится образованным". Поэтому и о сложном говорят так же: и "из невежественного человека", и "невежественный человек становится образованным".
Так как [слово] "возникать" употребляется в различных значениях и некоторые вещи не возникают просто, а возникают как нечто определенное, просто же возникают только сущности, то очевидно, что во всех других случаях [помимо сущностей] в основе должно лежать нечто становящееся: ведь и количество, и качество, и отношение к другому, и "когда", и "где" возникают лишь при наличии некоего субстрата, так как одна только сущность не сказывается о другом подлежащем, а все прочие [категории сказываются] о сущности. А что сущности и все остальное, просто существующее, возникают из какого-нибудь субстрата, это становится очевидным при внимательном рассмотрении. Всегда ведь лежит в основе что-нибудь, из чего [происходит] возникающее, например растения и животные из семени. Возникают же просто возникающие [предметы] или путем переоформления, как статуя из меди, или путем прибавления, как растущие [тела], или путем отнятия, как фигура Гермеса из камня, или путем составления, как дома, или же путем качественного изменения, как [вещи], изменяющиеся в отношении своей материи. Очевидно, что все возникающие таким образом [предметы] возникают из того или иного субстрата. Из сказанного, таким образом, ясно, что все возникающее всегда бывает составным: есть нечто возникающее и есть то, что им становится, и это последнее двоякого рода: или субстрат, [подлежащее], или противолежащее. Я имею в виду следующее: противолежит -- необразованное, лежит в основе -- человек; бесформенность, безобразность, беспорядок есть противолежащее, а медь, камень, золото -- субстрат.
Очевидно, таким образом, если существуют причины и начала для природных вещей, из которых как первых [эти вещи] возникли не по совпадению, но каждая соответственно той сущности, по которой она именуется, [то следует признать, что] все возникает из лежащего в основе субстрата и формы. Ведь образованный человек слагается некоторым образом из человека и из образованного, так как ты сможешь разложить определение [образованного человека] на определения тех двух. Итак, ясно, что возникающее возникает из указанных [начал].
Субстрат по числу един, по виду же двойствен. (А именно, человек, золото и вообще исчислимая материя -- все это скорее некий определенный предмет, и возникающее возникает из него не по совпадению, лишенность же и противоположность имеют случайный характер.) Форма же, с другой стороны, едина, как, например, порядок, образованность или что-либо иное из такого рода предикатов. Поэтому можно говорить, что имеются два начала, но можно -что и три; далее, с одной стороны, о них можно говорить как о противоположностях -- таких, например, как образованное и невежественное, или теплое и холодное, или слаженное и не слаженное, с другой же -- нет, так как противоположности не могут воздействовать друг на друга. Разрешается же [эта трудность] тем, что субстрат есть нечто иное, а это [иное] не противоположность. Таким образом, с одной стороны, начал не больше, чем противоположностей, а если выразить числом, то два, с другой же стороны, их не вполне два, а три, так как им присуще разное: ведь это разные вещи -быть человеком и быть необразованным, быть бесформенным и быть медью.
Итак, сколько начал имеется у возникновения природных [тел] и каковы они -- сказано; ясно также, что что-нибудь должно лежать в основе противоположностей и что противоположных [начал] должно быть два. Но в другом отношении это не необходимо: ведь достаточно, если одна из противоположностей будет вызывать изменение своим отсутствием или присутствием. Что касается лежащей в основе природы, то она познаваема по аналогии как относится медь к статуе, или дерево к ложу, или материал и бесформенное [вещество] еще до принятия формы ко всему обладающему формой, так и она относится к сущности, к определенному и существующему предмету. Итак, одно начало -- этот [субстрат] (хотя он не так един и существует не в том смысле, как определенный предмет), другое же -- определение и, кроме того, противоположное ему -- лишенность. Выше было сказано, в каком смысле этих начал два и в каком больше. Прежде всего было сказано, что началами могут быть только противоположности, затем, что в основе их должно лежать нечто иное: таким образом начал стало три. Теперь же было разъяснено, в чем различие противоположностей, как относятся начала друг к другу и что такое субстрат. А будет ли сущность формой или субстратом -- это еще не ясно.
Но что начал три, в каком смысле их три и каков их характер -- это ясно.
Итак, сколько начал и каковы они, следует усмотреть на основании сказанного.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Случайные статьи
Закон сохранения и...
Движение точки по ...
3. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЭВОЛ...
5.7. КАК РАБО...
#15 Момент инерции...
5.7. КАК РАБО...
2.4.1. Взаимодейст...
5.7. КАК РАБО...
Предварительное ра...
5.18. НЕКОТОРЫЙ А...
5.8. КАК ОБРАЗУЮ...
5.15. НЕКОТОРЫЕ ОС...
2.4.1. Взаимодейст...
5.7. КАК РАБО...
#18 Основное уравн...
Связь между кинети...
5.6. ПРОЦЕСС ГРАВ...
4.1.Физическая пр...
Интеграция - необх...
ГЛАВА 68
2.1.2. Э л е к т р...
5.18. НЕКОТОРЫЙ А...
5.20. ЧТО ОТКРЫЛ...
ГЛАВА 21
Режим отрицательно...
5.7. КАК РАБО...
Расщепление атома
Диоды с управляемо...
2.1. О ВРЕМЕНИ,...
#12 Консервативные...
5.7. КАК РАБО...
5.10. КОСМИЧЕСКИЕ...
5.20. ЧТО ОТКРЫЛ...
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЛО...
Два множества А и ...
Вопросы к экзамену...
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЛО...
Физические эффекты...
5.15. НЕКОТОРЫЕ ОС...
Скорость и ускорение