Главная · Статьи · Файлы · Форум · Категории новостей April 19 2024 00:18:45
Навигация
Главная
Статьи
Файлы
FAQ
Форум
Категории новостей
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Ссылки
Разное
Последние статьи
В процессе изготовле...
Как производят разме...
Библиографический сп...
Контрольные вопросы
Содержание отчета
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
новичок: tgolovko2010
Друзья сайта

Рейтинг@Mail.ru
Объявление
ГЛАВА 36
После сказанного следует по порядку перейти к времени. Прежде всего хорошо будет поставить о нем вопрос с точки зрения более общих соображений, [а именно] принадлежит ли [время] к числу существующих или несуществующих [вещей], затем какова его природа.
Что время или совсем не существует, или едва [существует], будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была, и ее уже нет, другая -- будет, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый [промежуток) времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию. Кроме того, для всякой делимой вещи, если только она существует, необходимо, чтобы, пока она существует, существовали бы или все ее части, или некоторые, а у времени, которое [также] делимо, одни части уже были, другие -- будут и ничто не существует. А "теперь" не есть часть, так как часть измеряет целое, которое должно слагаться из частей; время же, по всей видимости, не слагается из "теперь". Далее, не легко усмотреть, остается ли "теперь", которое очевидно разделяет прошедшее и будущее, всегда единым и тождественным или [становится] каждый раз другим. Если оно всегда иное и иное и во времени ни одна часть вместе с другой не существует (кроме объемлющей и объемлемой, как меньшее время объемлется большим), а не существующее сейчас, но прежде существовавшее по необходимости когда-то исчезло, то и "теперь" вместе друг с другом не будут [существовать], а прежнее всегда должно уничтожиться. Исчезнуть в самом себе ему нельзя, потому что [именно] тогда оно есть; немыслимо [также], чтобы прежнее "теперь" исчезло в другом "теперь". Ибо невозможно допустить следование "теперь" друг за другом, так же как и точки за точкой. Если, таким образом, одно "теперь" исчезает не в следующем за ним, но в каком-то другом, то оно было бы сразу в промежуточных "теперь", каковых имеется бесконечное множество, а это невозможно. Но невозможно также одному и тому же "теперь" пребывать всегда, так как ничто делимое и ограниченное не имеет одной только границы, будь оно непрерывным только в одну сторону или в несколько, а "теперь" есть граница, и взять ограниченное время возможно. Далее, если существовать одновременно, ни прежде, ни после, значит, существовать в одном и том же "теперь", то, если в этом "теперь" заключено и предыдущее и последующее, тогда окажется одновременным происшедшее десять тысяч лет назад и происшедшее сегодня, и ничто не будет раньше или позже другого.
Таковы затруднения, проистекающие из присущих времени [особенностей]. А что такое время и какова его природа, одинаково неясно как из того, что нам передано от других, так и из того, что нам пришлось разобрать раньше. А именно, одни говорят, что время есть движение Вселенной, другие -- что это сама [небесная] сфера. [Что касается первого мнения, то надо сказать, что] хотя часть круговращения [Неба] есть какое-то время, но [само время] ни в коем случае не круговращение: ведь любой взятый [промежуток времени] есть часть круговращения, но не (само] круговращение. Далее, если бы небес было много, то таким же образом время было бы движением любого из них, следовательно, сразу будет много времен. А мнение тех, кто утверждает, что время есть сфера Вселенной, имеет своим основанием лишь то, что все происходит как во времени, так и в сфере Вселенной; такое высказывание слишком наивно, чтобы стоило рассматривать содержащиеся в ней несообразности.
Так как время скорее всего представляется каким-то движением и изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение и движение каждого [тела] происходят только в нем самом или там, где случится быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Далее, изменение может идти быстрее и медленнее, время же не может, так как медленное и быстрое определяются временем: быстрое есть далеко продвигающееся в течение малого времени, медленное же -- мало [продвигающееся] в течение большого (времени); время же не определяется временем ни в отношении количества, ни качества.
Что оно, таким образом, не есть движение -- это ясно.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Случайные статьи
3.1. ОБРАЗОВАНИЕ П...
Красота как путево...
Использование проц...
5.5. ПРОЦЕСС ГРАВИ...
Как производят раз...
Закон сохранения м...
Э ф ф е к т М а г ...
Успехи теории инфл...
#7 Закон сохранени...
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЛО...
возможность эффект...
#16 Теорема Штейнера
5.1. ПОЯВЛЕНИЕ ПАР...
#1 Элементы кинема...
Спин
#35 Связь энтропии...
Б) Навивка.
5.18. НЕКОТОРЫЙ А...
ГЛАВА 51
ГЛАВА 39
5.7. КАК РАБО...
5.3. АНАЛИЗ ОСНОВН...
Э ф ф е к т в о р ...
Евклидово прост...
5.20. ЧТО ОТКРЫЛ...
ГЛАВА 27
Выступление Минист...
3.4.2. Ф о т о а д...
5.7. КАК РАБО...
Новая сила
4.1.Физическая пр...
Теорема о базисном...
3.3.9. К а п и л я...
5.7. КАК РАБО...
Источник всех изме...
5.12. НЕКОТОРЫЕ ОС...
5.6. ПРОЦЕСС ГРАВ...
ГЛАВА 71
5.18. НЕКОТОРЫЙ А...
На протяжении след...