Первичным материалом или «сырьём» для космической материи является первокосмическая субстанция – непроявленная девственная материя. В восточной философии она называется Мула-Пракрити, что значит «корень материи». Эта Мула-Пракрити, будучи аспектом Парабрахмана, тоже вечна и также не исчезает на период Пралайи, когда всё живое растворяется в небытии. Эта растворённая материя есть невообразимо разжиженная тонкая субстанция. Из неё и создаются все виды космической материи – от тончайшего до самого грубого. Легенды различают 7 состояний космической материи, точнее 7 степеней её тонкости. Подобно тому, как пар, вода и лёд являются 3-мя состояниями одного и того же вещества нашего физического мира, из них только 7-е, самое «низшее», то есть самое материальное состояние видимо человеческому глазу – это и есть материя нашего физического мира, а 6 высших состояний невидимы нам и недоступны нашим физическим органам чувств.
Каждая из 7 градаций космической материи состоит из атомов, различных для каждой градации (степени тонкости). Атомы 1-го, самого тонкого состояния духа – материи создаются следующим образом: энергия Логоса, называемая Фохатом вихревым, спиралевидным движением невообразимой скорости «сверлит дыры» внутри пракосмической субстанции. Эти вихри жизни, облачённые в тонкую оболочку из первокосмической субстанции, и есть первичные атомы. Эти атомы представляют собой в субстанции «пустоты», заполненные энергией Логоса. Каждое из 7 состояний космических материй образует свою особую космическую сферу, свой особый план или мир. Бесчисленные мириады первичных атомов и их комбинаций образуют дух-материю высшей или 1-й сферы, называемой «божественным миром» или «миром божества».
Затем Логос строит атомы следующей, 2-й сферы, вокруг некоторых атомов 1-й сферы, образуя спиральные вихри из комбинаций наиболее грубых атомов материй той же сферы. Эти более грубые атомы 2-й сферы и образуют космическую материю 2-й сферы, называемую «миром монады». Атомы всех следующих состояний духа-материи создаются аналогично атомам 2-й сферы…
Об этих 2-х высших космических сферах легенда говорит как о недоступных нашему пониманию, поэтому о них ничего почти неизвестно. Но кое-что уже известно о следующих 2-х сферах – 3-й, называемой «миром духа» или «миром Нирваны», и 4-й, называемой «миром блаженства» или «миром интуиции».
Уже значительно больше известно о 5-й и 6-й сферах. Это уже сферы или планы, доступные человеку. 5-я называется «миром огненным» или «миром мысли», а также «миром ума», а 6-я – «миром тонким» или «чувств, эмоций, желаний». Сами названия этих миров показывают, что они являются «человеческими».
Последняя же 7-я сфера – это и есть наш физический мир, в котором мы сейчас живём. В космогонических легендах он называется «плотным миром»…
Каждая сфера – это область, заключающая в себе дух-материю, в основе всех комбинаций которой лежат атомы определённого рода. Эти атомы есть однородные единицы, оживлённые жизнью Логоса, скрытые под большим или меньшим числом покровов в зависимости от сферы, к которой они принадлежат…
Во внутренних силах, которые скрыты в дух-материи физического мира, как бы завёрнутые в ней, коренится возможность эволюции. Весь процесс эволюции есть не что иное, как развёртывание (проявление) этих сил. В действительности идея эволюции может быть выражена одной фразой – это скрытый потенциал, становящийся активно действующим.
Термин «дух-материя» указывает на то, что в мире нет такой вещи как мёртвая материя. Вся материя есть живое образование и её тончайшие и мельчайшие частицы – это суть жизни. Нет духа без материи, и нет материи без духа, как нет палки об одном конце».
На этом закончим пока цитирование древнеиндийских легенд и рассмотрим более поздние учения и теории отдельных авторов.
Рене Декарт в более поздние времена предполагал существование материи, сплошь заполняющей всё пространство, осуществляющей, в частности, перенос световых волн. Декарт объяснял образование материи вообще и планет, в частности, свойством вихрей эфира, состоящего из множества круглых частиц. В некоторых своих работах Декарт пытался создавать механические модели физических явлений на основе принятых в те времена представлений о самой материи.
Иссаак Ньютон (1643-1724 г.г.), хотя и не всегда последовательно, но придерживался мнения о наличии эфира. В своих более поздних работах он более твёрдо отстаивал эту точку зрения и считал возможным «вывести из начал механики и все остальные явления природы», полагая, что «все эти явления обусловливаются и некоторыми силами, с которыми частицы тел вследствие причин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга». Во втором английском издании «Оптики» Ньютон развивает свою точку зрения относительно эфира. Так, градиент плотности эфира при переходе от тела в пространство применяется для объяснения тяготения, при этом эфир подразумевается состоящим из отдельных частиц. «Такое возрастание плотности, - пишет Ньютон, - на больших расстояниях может быть чрезвычайно медленным, однако, если упругая сила этой среды чрезвычайно велика, то этого возрастания может быть достаточным для того, чтобы устремлять тела от более плотных частей среды к более разрежённым со всей той силой, которую мы называем тяготением».
Ньютон вновь возвращается к атомистическому строению эфира. «Если кто-нибудь предположит, что эфир (подобно нашему воздуху), может быть, содержит частицы, которые стремятся отталкиваться одна от другой (я не знаю, что такое эфир), что его частицы крайне малы сравнительно с частицами воздуха и даже света, то чрезвычайная малость этих частиц может способствовать величине силы, благодаря которой частицы отталкиваются друг от друга, делая среду необычайно разрежённой и упругой в сравнении с воздухом и, следовательно, в ничтожной степени способной к сопротивлению движению брошенных тел и чрезвычайно способной вследствие стремления к расширению давить на большие тела».
Этим самым Ньютон сам отметил возможность обойти затруднение, возникающее вследствие сопротивления эфира движению небесных тел.
«Если этот эфир предположить в 700 000 раз более упругим, чем воздух, и более чем в 700 000 раз разрежённым, то сопротивление его будет в 600 000 000 раз меньшим, чем у воды. Столь малое сопротивление едва ли произведёт заметное изменение движений планет за десять тысяч лет».
В этой же работе Ньютон спрашивает, не является ли зрение результатом колебаний эфира в сетчатке и нервах.
Джеймс Максвелл (1831-1879 г.г.) в своих выводах о распространении возмущений от точки к точке утверждает: « Действительно, - если вообще энергия передаётся от одного тела к другому не мгновенно, а за конечное время, то должна существовать среда, в которой она временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго. Поэтому эти теории должны привести к понятию среды, в которой и происходит это распространение». Максвелл не детализировал строение эфира, но представлял его как некую жидкость и вывел свои знаменитые уравнения, опираясь на представления Гельмгольца о движении вихрей в жидкой среде.
В XIX веке теория эфира находила поддержку у многих учёных. Так, для объяснения годичной аберрации света звёзд, открытой Бадлеем в 1728 году, Стоксом в 1845 году была высказана мысль об увлечении Землёй окружающего эфира, однако эта идея из-за сложности её на то время построения не была доработана, хотя она содержала в себе рациональные идеи.
Планк показал, что трудности, имевшиеся в гипотезе Стокса, можно избежать, если предположить, что эфир может сжиматься и подвержен влиянию силы тяжести. Планк отмечал, что это предположение указывает на существенную конденсацию эфира в поле силы тяжести. Около Земли эта конденсация по сравнению с открытым пространством составляет 60000, около Солнца – ещё в 28 раз больше. Дальнейшего развития гипотеза Планка не получила.
Многие учёные XIX века признавали факт наличия эфира и почти у каждого было своё понимание строения и функционирования его.
Так, Френель считал эфир неподвижным, представляющим сплошную упругую среду, в которой находится вещество частиц атомов, в общем никак не связанных с этой средой. Роль эфира – передача механических колебаний и волн.
Герцем была выдвинута идея полного захвата эфира материей. Позднее в опытах Физо был подтверждён лишь частичный захват эфира материей.
Теорией эфира как упругой среды предлагалась Навье (2824 г.), Пуассоном (1828 г.), Коши (1830 г.).
|