Главная · Статьи · Файлы · Форум · Категории новостей November 22 2024 02:24:37
Навигация
Главная
Статьи
Файлы
FAQ
Форум
Категории новостей
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Ссылки
Разное
Последние статьи
В процессе изготовле...
Как производят разме...
Библиографический сп...
Контрольные вопросы
Содержание отчета
Сейчас на сайте
Гостей: 3
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
новичок: tgolovko2010
Друзья сайта

Рейтинг@Mail.ru
Объявление
2.1. О ВРЕМЕНИ, О ПРОСТРАНСТВЕ И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ.
В «Большой советской энциклопедии» есть определение времени и пространства:
«Время – основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей».
Пространство и время – всеобщие формы существования материи. Пространство и время не существуют вне материи и независимо от неё. Пространственными характеристиками являются положения относительно других тел (координаты тел), расстояния между ними, углы между различными пространственными направлениями.
Таким образом, пространство, время и материя являются триединой сущностью и не существуют независимо друг от друга.
Основы концепции пространства и времени – это важнейшие философские проблемы. Это вопросы о сущности пространства и времени, об отношении этих форм бытия к материи, об объективности пространственно-временных отношений и закономерностей.
На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали различные концепции пространства и времени. Наиболее древняя идёт от первых атомистов Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное (Эпикур считал, что оно не изотропно). Время рассматривалось как субъективное ощущение действительности. В связи с разработкой основ динамики эту концепцию развил Ньютон. По Ньютону пространство и время – суть особые начала, существующие независимо от материи и друг друга. Пространство само по себе (абсолютное пространство) есть «пустое вместилище тел», абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и изотропное, проницаемое – не воздействующее на материю и не подвергающееся её воздействиям, бесконечное, оно обладает тремя измерениями. От абсолютного пространства Ньютон отличал протяжённость тел – их основное свойство, благодаря которому они занимают определённые места в абсолютном пространстве, совпадают с этими местами. Протяжённость по Ньютону, если говорить о простейших частицах (атомах) есть начальное первичное свойство, не требующее объяснения. Абсолютное пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Положение тел и расстояний между ними можно определять только по отношению к другим телам. Другими словами, наука и практика имеют дело только с относительным пространством. Время в концепции Ньютона само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность, как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является пустым «вместилищем событий», которые могут его заполнять, но могут и не заполнять. Ход событий не влияет на течение времени. Время универсально, одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно (везде одинаково). От абсолютного времени, также неизмеримого, Ньютон отличал относительное время. Измерение времени осуществляется с помощью часов, т.е. движений, которые являются периодическими. Пространство и время в концепции Ньютона независимы друг от друга. Независимость пространства и времени проявляется, прежде всего, в том, что расстояния между двумя точками пространства и промежутками времени между двумя событиями сохраняют свои значения независимо друг от друга в любой системе отсчёта, а отношение этих величин (скорости тел) – могут быть любыми.
Концепция пространства и времени, разработанная Ньютоном, была господствующей в естествознании на протяжении XVII-XIX веков, так как она соответствовала науке того времени – евклидовой геометрии, классической механике и классической теории тяготения. Законы Ньютоновской механики справедливы только в инерциальных системах отсчёта. Эта выделенность инерциальных систем объяснялась тем, что они движутся поступательно, равномерно и прямолинейно именно по отношению к абсолютному пространству и времени и наилучшим образом соответствуют последним. Согласно Ньютоновской теории тяготения действие от одних частиц вещества к другим передаётся мгновенно через разделяющее их пустое пространство. Ньютоновская концепция пространства и времени представляла материю как изначально протяжённую и по природе своей неизменной, а сами пространство и время оставались в ней непознаваемыми путём опыта. Согласно принципу относительности классической механики все инерциальные системы отсчёта равноправны, и невозможно отличить, движется ли система по отношению к абсолютному пространству или покоится.
Несколько иной точки зрения на пространство и время придерживался Г. Лейбниц. Он также опирался на некоторые идеи Декарта. Особенность Лейбницевской концепции пространства и времени состоит в том, что в ней отвергается представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от неё. По Лейбницу пространство – это порядок взаимного расположения тел, существующих вне друг друга. Время – порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел. При этом Лейбниц в дальнейшем включил в понятие порядка также и понятие относительной величины. Представление о протяжённости отдельного тела, рассматриваемого безотносительно к другим по концепции Лейбница не имеет смысла. Пространство есть отношение («порядок»), применимое лишь ко многим телам, к ряду тел. Можно говорить только об относительном размере данного тела в сравнении с размерами других тел. То же можно говорить и о длительности: понятие длительности применимо к отдельному явлению постольку, поскольку оно рассматривается как звено в единой цепи событий. Протяжённость любого объекта, по Лейбницу, не есть первичное свойство, а обусловлено силами, действующими внутри объекта. Внутренние и внешние взаимодействия определяют и длительность состояния, что же касается самой природы времени как порядка сменяющихся явлений, то оно отражает их причинноследственную связь. Логически концепция Лейбница связана со всей его философской системой в целом.
Однако Лейбницева концепция пространства и времени не играла существенной роли в естествознании XVII-XIX веков, т.к. она не могла дать ответы на вопросы, поставленные наукой той эпохи. Прежде всего, воззрение Лейбница на пространство казалось противоречащим существованию вакуума. Кроме того, они явно противоречили всеобщему утверждению в единственности и универсальности евклидовой геометрии. Наконец, концепция Лейбница представлялась непримиримой с классической механикой, поскольку казалось, что признаки чистой относительности движения не даёт объяснения преимущественной роли инерциальных систем отсчёта.
Философы-материалисты XVIII-XIX веков решали проблему пространства и времени в основном в духе концепции Ньютона или Лейбница, хотя, как правило, полностью не принимали какую-либо из них. Большинство из них выступало против Ньютоновского пустого пространства. Ещё Дж. Таланд указывал, что представление о пустоте связано со взглядами на материю как на инертную, бездеятельную. Таких же воззрений придерживался и Дидро. Ближе к концепции Лейбница стоял Гегель. В концепциях субъективных идеалистов и агностиков проблемы пространства и времени сводились главным образом к вопросу об отношении пространства и времени к сознанию, восприятию. Дж. Беркли отвергал Ньютоновское абсолютное пространство и время, но рассматривал пространственные и временные отношения субъективистски, как порядок восприятий: у него не было и речи об объективных геометрических и механических законах, поэтому Берклианская точка зрения не сыграла существенной роли в развитии научных представлений о пространстве и времени. Иначе обстояло дело с воззрениями Канта, который сначала примыкал к концепции Лейбница. Противоречие этих представлений и естественнонаучных взглядов того времени привело Канта к принятию Ньютоновской концепции и к стремлению философски обосновать её. Главным здесь было объявление пространства и времени априорными формами человеческого созерцания, т.е. обоснование их абсолютизации. Взгляды Канта на пространство и время нашли немало сторонников в конце XVIII и первой половине XIX веков.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Случайные статьи
5. ЧТО ТАКОЕ ГРАВИ...
5.3. АНАЛИЗ ОСНОВН...
Вынужденные колеба...
#3 Прямолинейное у...
Гибридный режим
5.9. НЕКОТОРЫЕ ОС...
5.2. ПРЕОБРАЗОВАНИ...
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЛО...
5.7. КАК РАБО...
Расщепление атома
Движение точки по ...
#45 Динамические и...
5.16. РАЗВИТИЕ ...
СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ
1.2. Гравитация.
Теория Калуцы – Кл...
Максимальная скоро...
2.1. О ВРЕМЕНИ,...
5.7. КАК РАБО...
ГЛАВА ВТОРАЯ
Схема эксперимента...
4.1.Физическая пр...
Теорема Штейна
Вступление
3. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЭВОЛ...
#20 Моментом импул...
Обычное становится...
4.1.Физическая пр...
2.4.1. Взаимодейст...
Произвольное криво...
3.4.6. А д с о р ...
Симметрия
ГЛАВА 51
Происхождение элем...
5.7. КАК РАБО...
5.5. ПРОЦЕСС ГРАВИ...
ПЕРЕНОС ПО ПЛЕНКЕ
Итоговые замечания...
5.7. КАК РАБО...
5.3. АНАЛИЗ ОСНОВН...